К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку “1917” в Центре Помпиду Мец

Юзер [ljuser]marinagra[/ljuser] в про выставку.

IMG_2494

 Отмечая столетие  начала Первой мировой войны, нельзя не вспомнить  грандиозную выставку, которая проходила  с мая по сентябрь  2012 в Центре Помпиду Мец. В ее названии  не было ни  одного слова, лишь четыре цифры – 1917.  Выставка была целиком посвящена искусству 1917-го года и тому, как отражалось в искусстве главное событие года. Этим событием организаторы выставки сочли не Октябрьский переворот, как можно подумать, а Первую мировую войну.  Выставку можно было бы назвать и по-другому: «1917 – война и мир», “1917 – искусство в контексте истории», или «1917 – история в контексте искусства», или «1917 – музы и пушки».

IMG_2491
Единственное произведение на выставке, не относящееся к 1917 году –
инсталляция 
“Дань уважения”, составленная из предметов военной поры.
Автор – 
французский художник  Жак Лебель. 2012 год.

IMG_2392

Страшные реалии Первой мировой. 

IMG_2394  IMG_2429

IMG_2448

Неизвестный автор. Италия. Металлический орел с мощными
когтями – словно воплощение войны. 

На этой необъятной, с трудом обозримой за один день выставке, которая занимала
два этажа Центра Помпиду в Метце, было собрано более 1000 экспонатов
из музеев Европы и США. Картины, скульптуры, рисунки, плакаты, офорты, афиши,
макеты декораций, театральный занавес, фотографии и кинофрагменты соседствовали
с подлинными предметами военных лет – гипсовыми масками изуродованных ранениями
лиц, протезами, противогазами, реалиями военного времени и военного быта. Рядом
с полотнами крупнейших мастеров можно  было увидеть работы безвестных и самодеятельных
художников.

IMG_2397

На переднем плане – скульптура Осипа Цадкина. 

IMG_2395

Разнородный материал выставки очень сложно организован. Зритель то приближается к
«линии фронта» и видит войну глазами очевидцев, то уходит в «тыл», где инвалиды
залечивают раны, где оплакивают погибших, и где, как ни в чем не бывало, кипит
культурная жизнь: ставятся спектакли, издаются книги, 
открываются выставки, живописцы
работают в своих мастерских. Здесь идет борьба, но уже не народов, а творческих идей.
Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Директор и куратор вывставки Лоран
ле Бон с этим не согласен. Он считает, что “искусство подпитывается трудностями и
экономическими спадами”.

1917 год был для искусства годом бурного, революционного развития: авангардисты
ниспровергают привычные формы, шокируют публику, бросают вызов классикам…
А многие классики 19-го столетия еще живы и работают так, будто вокруг не рушится мир.
Но эта мирная панорама воспринимается зрителями в свете увиденного там, в окопах,
среди руин. Отсвет войны падает на все, что было создано в 1917 году. Посетители
выставки постоянно балансируют между двумя мирами – миром разрушения и миром
созидания, которые оказываются роковым образом связанными: искусство то отталкивает
войну, закрывая глаза на ее уродство, то вплотную всматривается в ее чудовищный лик,
спеша его запечатлеть.

В 1917 году произошло многое: в январе в Цюрихе открылась первая выставка дадаистов,
в феврале в Росси произошла революция, а в апреле Ленин вернулся из Цюриха в
Петроград. В сентябре умер Эдгар Дега, 2 ноября декларация Бальфура дала «зеленый
свет» созданию еврейского государства в Палестине,   а несколькими днями позже в
России свершился октябрьский переворот. 17 ноября умер Огюст Роден, 9 декабря войска
генерала Алленби заняли Иерусалим. И наконец, 11 декабря было заключено
Брест-Литовское перемирие. И все это – один год в жизни Европы, одна страница в
истории искусства… Срез жизни, срез истории, срез творчества – все  переплелось
на выставке, создавая многогранный портрет одного года –1917.

IMG_2459
Раздел выставки, посвященный инвалидам.

IMG_2399

IMG_2401

 

А В ЭТО ВРЕМЯ…

… расцветает благородное  искусство скульптуры.  
Живые тела калечила  война, но бронзовые были прекрасны...

IMG_2431

IMG_2418    IMG_2398

Марк Гертлер. Акробаты. 
Антуан Бурдель. Портрет Мадлен Шарно. 

IMG_2413 
Вильгельм Лембрук. Сидящий юноша.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

…война уродует не только тела, но и лица…

IMG_2403

Маски для защиты лица смогли защитить не всех солдат… 

IMG_2407

IMG_2433

IMG_2434

Лицевые ранения: рисунки, гипсовые слепки, киносюжет.

IMG_2396
Может быть, Ганс Рихтер и Рауль Хаусманн видели эти маски,
прежде чем создали свои работы?

А В ЭТО ВРЕМЯ...

… художники, как и во все века, пишут прекрасных обнаженных женщин…

IMG_2501
Огюст Ренуар. Спящая одалиска. 

IMG_2504

Роман Брукс. Плачущая Венера.

IMG_2505

Амедео Модильяни. Обнаженная на белой подушке. 
Эту картину Модильяни показал на своей первой персональной
выставке в Париже в 1917 году.
IMG_2516
Кес Ван Донген. Ваза с цветами. 

А В ЭТО ВРЕМЯ…

…солдаты идут в атаку…

IMG_2461
Альбин Эггер-Ленц. Сверная Франция в 1917 году. 

IMG_2405

Солдатские противогазы.

IMG_2404

Жюль Эмиль Цинг. Маски.

IMG_2474

Кристофер Ричард Невинсон. Путь к славе.

IMG_2464

Верден… Это название часто встречается на плакатах 1917 года. В “Верденской мясорубке”  –
битве под Верденом, которая длилась с февраля по декабрь 1916 года и которую называют
“френцузским Сталинградом”, Германия и Франция потеряли около миллиона человек.
Среди погибших был и мой любимый художник Франц Марк…
Мец расположен совсем недалеко от Вердена.

IMG_2482

Феликс Валлотон  (был официальным фронтовым художником) .
Верден. Поле боя.
 IMG_2427 
Пьер Боннар побывал на войне как  фронтовой художник.
Вот один из его этюдов. 

IMG_2423

Mathurin Meheut  тоже видел войну своими глазами.

IMG_2425

Джон Нэш (волонтер британской армии). Лес в Оппи.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

… 77-летний Клод Моне, несмотря на близость фронта, не захотел покинуть
свой цветущий рай – Жаверни. Он
 продолжает писать кувшинки.

IMG_2458
Зал Клода Моне

04[1]
Клод Моне в 1917 году. Автопортрет. 

47-летний Анри Матисс переживает, что по возрасту
уже не годится для фронта.

IMG_2519
Анри Матисс. Три сестры. 

1917 – год рождения сюрреализма. 
Марсель Дюшан шокирует публику и выставляет свой скандальный “Фонтан”

IMG_2488

…Джорджо де Кирико пишет  метафизические пейзажи.

IMG_2497

Джорджо де Кирико. Метафизический город. 

IMG_2411

Ддорджо де Кирико. Одиночество. 

…погружается в свои странные фантазии Пауль Клее. 

IMG_2476
Пауль Клее. Звезда рыбаков.

…художники с российскими корнями смотрят в прошлое и в будущее…

IMG_2507

Марк Шагал. Еврейское кладбище.

IMG_2509
Аристарх Лентулов. Деревенская церковь.
IMG_2495

Алексей фон Явленский. Мистическая голова. 

IMG_2439
Василий Кандинский. Абстракция 

IMG_2440

IMG_2457

Залы  с работами русских авангардистов – Василия Кандинского, Михаила Лирионова,
Любви Поповой, Александра Родченко. 

Революционная тема на выставке не представлена: осмысление революции пришло позднее, в 1918 году.
Организаторы выставки хотели, впрочем, выписать из России один потрясающий экспонат – броневик, с
которого Ленин произнес свою знаменитую октябрьскую  речь, но посчитали, сколько это будет стоить,
и отказались от затеи).

Зато на выставке представлен другой грандиозный экспонат, тоже отчасти связанный с Россией, –
занавес к балету “Парад”, который Пикассо создал по заказу Сергея Дягилева. Балет был
поставлен по либретто Жана Кокто на музыку Эрика Сати. Вступительный текст к программе написал
Гийом Аполлинер. Премьера состоялась в мае 1917 года в театре Шатле в Париже. Парижский Центр
Помпиду приобрел занавес в 1955 году, но из-за его огромного размера (10 х16 метров, вес 45 кг),
занавес трудно экспонировать. За все эти годы его показывали публике всего 10 раз. Собственно,
возможность показать занавес публике в новом центре Помпиду в Метце  стала одной из
побудительных причин устроить выставку “1917”.

1-5

Пабло Пикассо. Занавес к балету “Парад”.

IMG_2451

Переписка гениев. Открытки, посланные Пабло Пикассо и Эриком Сати Жану Кокто.  

IMG_2453

Русский балет покоряет Париж…

IMG_2455


Пабло Пикассо и русский хореограф Леонид Мясин
гуляют по развалинам Помпей. 

А В ЭТО ВРЕМЯ…

…. художники вглядываются в солдатские лица…
грозный 1917 год  продолжается…

07[1]

Отто Дикс. Автопортрет солдата Дикса.

IMG_2393

Крылатая богиня Победы  и юный герой
на картине неизвестного художника.


IMG_2472

Люсьен Жона. Клянусь отомстить за отца!


IMG_2435

 

 

IMG_2494

Отмечая столетие  начала Первой мировой войны, нельзя не вспомнить  грандиозную выставку, которая проходила  с мая по сентябрь  2012 в Центре Помпиду Мец. В ее названии  не было ни  одного слова, лишь четыре цифры – 1917.  Выставкабыла целиком посвящена искусству 1917-го года и тому, как отражалось в искусстве главное событие года. Этим событием организаторы выставки сочли не Октябрьский переворот, как можно подумать, а Первую мировую войну.  Выставку можно было бы назвать и по-другому: «1917 – война и мир», “1917 – искусство в контексте истории», или «1917 – история в контексте искусства», или «1917 – музы и пушки».

IMG_2491
Единственное произведение на выставке, не относящееся к 1917 году –
инсталляция
“Дань уважения”, составленная из предметов военной поры.
Автор –
французский художник  Жак Лебель. 2012 год.

IMG_2392


Страшные реалии Первой мировой.

IMG_2394   IMG_2429

IMG_2448

Неизвестный автор. Италия. Металлический орел с мощными
когтями – словно воплощение войны.

На этой необъятной, с трудом обозримой за один день выставке, которая занимала два этажа Центра

 

Помпиду в Метце, было собрано более 1000 экспонатов
из музеев Европы и США. Картины, скульптуры, рисунки, плакаты, офорты, афиши,
макеты декораций, театральный занавес, фотографии и кинофрагменты соседствовали
с подлинными предметами военных лет – гипсовымимасками изуродованных ранениями
лиц, протезами, противогазами, реалиями военного времени и военного быта. Рядом
с полотнами крупнейших мастеровможно  было увидеть работы безвестных и самодеятельных
художников.

IMG_2397

На переднем плане – скульптура Осипа Цадкина.

IMG_2395

Разнородный материал выставки очень сложно организован. Зритель то приближается к
«линии фронта» и видит войну глазами очевидцев, то уходит в «тыл», где инвалиды
залечивают раны, где оплакивают погибших, и где, как ни в чем не бывало,кипит
культурнаяжизнь: ставятся спектакли, издаются книги,
открываются выставки, живописцы
работают в своих мастерских. Здесь идет борьба, но уже не народов, а творческих идей.
Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Директор и куратор вывставки Лоран
ле Бон с этим не согласен. Он считает, что “искусство подпитывается трудностями и
экономическими спадами”.

1917 год былдля искусства годомбурного, революционного развития: авангардисты
ниспровергают привычные формы, шокируют публику, бросают вызов классикам…
А многие классики 19-го столетия ещеживы и работают так, будто вокруг не рушится мир.
Но эта мирная панорамавоспринимается зрителями в свете увиденного там, в окопах,
среди руин. Отсвет войны падает на все, что было создано в 1917 году. Посетители
выставки постоянно балансируют между двумя мирами – миром разрушения и миром
созидания, которые оказываются роковым образом связанными:искусство то отталкивает
войну, закрывая глаза на ее уродство, то вплотную всматривается в ее чудовищный лик,
спешаего запечатлеть.

В 1917 году произошло многое: в январе в Цюрихе открылась первая выставка дадаистов,
в феврале в Росси произошла революция, ав апреле Ленин вернулся из Цюриха в
Петроград. В сентябре умер Эдгар Дега,2 ноября декларация Бальфура дала «зеленый
свет» созданию еврейского государства в Палестине,   а несколькими днями позжев
России свершился октябрьский переворот. 17 ноября умер Огюст Роден, 9 декабря войска
генерала Алленби заняли Иерусалим. И наконец, 11 декабря было заключено
Брест-Литовское перемирие.И все это – один год в жизни Европы, одна страница в
истории искусства… Срез жизни, срез истории, срез творчества – все  переплелось
на выставке, создавая многогранный портрет одного года –1917.

IMG_2459
Раздел выставки, посвященный инвалидам.

IMG_2399


IMG_2401

А В ЭТО ВРЕМЯ…

… расцветает благородное  искусство скульптуры. 
Живые тела калечила  война, но бронзовые были прекрасны...

IMG_2431

IMG_2418    IMG_2398

Марк Гертлер. Акробаты.
Антуан Бурдель. Портрет Мадлен Шарно.

IMG_2413
Вильгельм Лембрук. Сидящий юноша.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

…война уродует не только тела, но и лица…

IMG_2403

Маски для защиты лица смогли защитить не всех солдат…

IMG_2407

IMG_2433

IMG_2434

Лицевые ранения: рисунки, гипсовые слепки, киносюжет.

IMG_2396
Может быть, Ганс Рихтер и Рауль Хаусманн видели эти маски,
прежде чем создали свои работы?

А В ЭТО ВРЕМЯ...

… художники, как и во все века, пишут прекрасных обнаженных женщин…

IMG_2501
Огюст Ренуар. Спящая одалиска.

IMG_2504

Роман Брукс. Плачущая Венера.

IMG_2505

Амедео Модильяни. Обнаженная на белой подушке.
Эту картину Модильяни показал на своей первой персональной
выставке в Париже в 1917 году.
IMG_2516

Кес Ван Донген. Ваза с цветами.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

…солдаты идут в атаку…

IMG_2461
Альбин Эггер-Ленц. Сверная Франция в 1917 году. 

IMG_2405

Солдатские противогазы.

IMG_2404

Жюль Эмиль Цинг. Маски.

IMG_2474

Кристофер Ричард Невинсон. Путь к славе.

IMG_2464

Верден… Это название часто встречается на плакатах 1917 года. В “Верденской мясорубке”  –
битве под Верденом, которая длилась с февраля по декабрь 1916 года и которую называют
“френцузским Сталинградом”, Германия и Франция потеряли около миллиона человек.
Среди погибших был и мой любимый художник Франц Марк…
Мец расположен совсем недалеко от Вердена.

IMG_2482

Феликс Валлотон  (был официальным фронтовым художником) .
Верден. Поле боя.
IMG_2427
Пьер Боннар побывал на войне как  фронтовой художник.
Вот один из его этюдов. 

IMG_2423

Mathurin Meheut  тоже видел войну своими глазами.

IMG_2425

Джон Нэш (волонтер британской армии). Лес в Оппи.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

… 77-летний Клод Моне, несмотря на близость фронта, не захотел покинуть
свой цветущий рай – Жаверни. Он
продолжает писать кувшинки.

IMG_2458
Зал Клода Моне

04[1]
Клод Моне в 1917 году. Автопортрет.

47-летний Анри Матисс переживает, что по возрасту
уже не годится для фронта.

IMG_2519
Анри Матисс. Три сестры.

1917 – год рождения сюрреализма.
Марсель Дюшан шокирует публику и выставляет свой скандальный “Фонтан”

IMG_2488

…Джорджо де Кирико пишет  метафизические пейзажи.

IMG_2497

Джорджо де Кирико. Метафизический город.

IMG_2411

Ддорджо де Кирико. Одиночество.

…погружается в свои странные фантазии Пауль Клее.

IMG_2476
Пауль Клее. Звезда рыбаков.

…художники с российскими корнями смотрят в прошлое и в будущее…

IMG_2507

Марк Шагал. Еврейское кладбище.

IMG_2509
Аристарх Лентулов. Деревенская церковь.
IMG_2495

Алексей фон Явленский. Мистическая голова.

IMG_2439
Василий Кандинский. Абстракция

IMG_2440

IMG_2457

Залы  с работами русских авангардистов – Василия Кандинского, Михаила Лирионова,
Любви Поповой, Александра Родченко.

Революционная тема на выставке не представлена: осмысление революции пришло позднее, в 1918 году.
Организаторы выставки хотели, впрочем, выписать из России один потрясающий экспонат – броневик, с
которого Ленин произнес свою знаменитую октябрьскую  речь, но посчитали, сколько это будет стоить,
и отказались от затеи).

Зато на выставке представлен другой грандиозный экспонат, тоже отчасти связанный с Россией, –
занавес к балету “Парад”, который Пикассо создал по заказу Сергея Дягилева. Балет был
поставлен по либретто Жана Кокто на музыку Эрика Сати. Вступительный текст к программе написал
Гийом Аполлинер. Премьера состоялась в мае 1917 года в театре Шатле в Париже. Парижский Центр
Помпиду приобрел занавес в 1955 году, но из-за его огромного размера (10 х16 метров, вес 45 кг),
занавес трудно экспонировать. За все эти годы его показывали публике всего 10 раз. Собственно,
возможность показать занавес публике в новом центре Помпиду в Метце  стала одной из
побудительных причин устроить выставку “1917”. 

1-5

Пабло Пикассо. Занавес к балету “Парад”.

IMG_2451

Переписка гениев. Открытки, посланные Пабло Пикассо и Эриком Сати Жану Кокто. 

IMG_2453

Русский балет покоряет Париж…

IMG_2455


Пабло Пикассо и русский хореограф Леонид Мясин
гуляют по развалинам Помпей.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

…. художники вглядываются в солдатские лица…
грозный 1917 год  продолжается…

07[1]

Отто Дикс. Автопортрет солдата Дикса.

IMG_2393

Крылатая богиня Победы  и юный герой
на картине неизвестного художника.


IMG_2472

Люсьен Жона. Клянусь отомстить за отца!


IMG_2435

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>