Корбари / Corbari (1970)

В двух словах про фильм: итальянское Сопротивление в 1944 году и “Мученики Форли”.

Фильм на YouTube:

Краткий сюжет:

Жизнь Сильвио Корбари изменилась в одно мгновение, когда он, охотясь вместе с приятелем, стал свидетелем жестокой расправы, совершенной немцами над совершенно неизвестным ему человеком. Первым, кто пал от руки раз и навсегда решившего мстить молодого человека, стал его напарник – убежденный сторонник фашизма. Уйдя в горы, Корбари быстро собрал вокруг себя группу молодых людей, которые на какое-то время сумели создать свободный район из нескольких деревень. Но кольцо вокруг отряда сжималось, и вскоре Корбари вместе с несколькими оставшимися в живых соратниками и верной подругой Инес Вердзари перешел к индивидуальному террору…

Занимательные фрагменты и интересные факты:

Сам по себе фильм на мой взгляд ничего особенного собой не представляет, главную роль самого Корбари сыграл Джулиано Джемма, известный больше спагетти-вестернами и фильмами про “Анжелику”. Итальянские партизаны показаны в фильме похоже так, как оно и было на самом деле: разброд и шатание, полуромантики-полубандиты-полруобингуды, взявшие оружие в руки по самым разным причинам. пытаются добиться каждый своего. Выходит откровенно плохо, и возможно это только на фоне агонии фашистов конца войны, и заканчивается, соответственно, все печально.

Но интересным этот фильм делает другое, скорее его символизм и сама история “мучеников Форли”:

18 августа 1944 года на виселице в городке Кастрокаро-Терме оборвалась жизнь Сириуса (Сильвио) Корбари. Это уже потом его тело, вместе с телами Ирис Верзари, Адриано Казадеи и Артуро Спаццоли были вывешены на фонарях пьяцца Саффи перед палаццо Альбертини в городе Форли, как то запечатлено на полотне Габриэле Мукки “Martiri di Forlì” (1952).

Кто когда-либо видел это изображение, вряд ли его забудет. Именно благодаря ему я получил первоначальные сведения о “банде Корбари” – одном из самых знаменитых партизанских отрядов Эмилии-Романьи. У нас о нём не знают, равно как не был известен нашему зрителю и фильм Валентино Орсини “Корбари” (1970) , где главную роль сыграл Джулиано Джемма.

У нас вообще как-то перестали интересоваться итальянским Сопротивлением – а это ведь совершенно потрясающая страница истории Италии, вступившей во 2-ю мировую войну родиной фашизма, а вышедшей из неё страной антифашистского сопротивления, страной неореализма. «Италия в 1945 году чувствовала себя обновлённой, быть может, больше, чем любая другая европейская страна» (Дж. Феррара. Новое итальянское кино. М., 1959. С. 63).

Освобождение было принесено не на штыках союзников – задолго до капитуляции армий Кессельринга итальянцы освободились внутренне, хотя и дорогой ценой. 76 тысяч итальянских антифашистов – в большинстве своём молодых людей – сложили головы.

Это самоочищение Италии, совершившееся между 25 июля 1943 г. и 25 апреля 1945 г., перелом, пережитый каждым жителем страны, независимо от социального статуса, – вообще одна из самых волнующих страниц в истории ХХ века, тем более нам эмоционально близкая, что её запечатлел великий кинематограф – от Росселини до Бертолуччи. Особенно убедителен образ этого искупительного пути итальянцев – кому к гибели, кому к свободе, – в фильме “Ночь Сан-Лоренцо” братьев П. и В. Тавиани (кстати, дебютировавших вместе с В. Орсини документальным фильмом на тот же сюжет – “Сан-Миньято, июль 44-го года”). «Корбари», может быть и более скромный по художественным достоинствам – в этом же ряду. 

Сириусу Корбари, когда он взялся за оружие, было 20, столько же – его соратнице и возлюбленной Ирис Верзари. На фотографиях они выглядят старше: люди тогда взрослели мгновенно, не задерживаясь в юности; размытый во временных границах период тинейджерства изобретут много позже, в 1960-е.

Художник Габриэле Мукки, родившийся в 1899 году, годился «мученикам Форли» в отцы: он происходил из семьи преуспевающего художника, а мать была графиней. Первую мировую войну Мукки закончил в чине лейтенанта артиллерии, после чего получил образование инженера-строителя. Режим Муссолини утверждался на глазах его поколения, а за то, что оно не сумело такому ходу событий помешать, 20 лет спустя пришлось платить не только ему, но уже и поколению следующему. Впрочем, сам Мукки не заслуживает никаких упрёков: в последовательной интеллектуальной и эстетической оппозиции фашизму он находился давно, как и многие художники и писатели из его окружения, в частности, будущий «отец неореализма» Чезаре Дзаваттини, чьи книги Мукки иллюстрировал в 1930-е гг. Сам Мукки считается одним из основателей неореализма в изобразительном искусстве; знаменитый Ренато Гуттузо (он был младше Мукки на 13 лет) вышел из того же круга. В 1943 г. Мукки присоединился к партизанской борьбе в составе 186-й гарибальдийской бригады. Его жена, скульптор Дженни Мукки-Вигман, немка, была партизанской связной.

И тем удивительнее, что если «банда Корбари» – далёкое прошлое, и даже фильму В. Орсини уже много лет, то участник 1-й мировой войны Габриэле Мукки – наш современник: он пережил всех – и Дженни, и Гуттузо и Дзаваттини, а умер в 2002 году, не дожив полутора месяцев до 103-летия и объединив в своей биографии век ХIХ и век ХХI…

Корбари и Верзари в фильме

У кого-то жизнь – длиннее века, у кого-то – короткая как вспышка; Корбари не дожил и до 22-х, но его посмертная жизнь длится уже 70 лет. Конечно, это иной Корбари – Корбари легенд, сложенных в народе, кинематографический Корбари, сыгранный Джулиано Джеммой. До какой степени соотносятся они с Корбари реальным, сказать может только владеющий всей полнотой материала историк, нам же приходится довериться Валентино Орсини, которому в 1944 году было 17 лет и он делал фильм, в том числе, о собственной юности.

Режиссёр не показывает предысторию Корбари, он с первого же кадра ставит его перед альтернативой – с кем быть. Свой выбор герой делает тут же, без малейшей рефлексии, застрелив сверстника-чернорубашечника, с которым перед тем делил трапезу. Потому что когда на твоих глазах голого человека травят собаками, выбор совершается сам собой. Эта спонтанность и детерминированность самоопределения очень достоверна. С того же самого момента Корбари обречён – ибо смел до безрассудства, анархичен, хочет изменить мир, а не способен уберечь от гибели ни себя, ни тех, кого любит, ни тех, кого увлёк за собой. Но иначе нельзя. Так совокупность обстоятельств сделала простого провинциального итальянского парня героем античной трагедии – и в жизни, и в фильме.

Невероятно впечатляет сцена обыденно, почти в автоматическом режиме совершаемой казни, когда Корбари Джеммы уже с накинутой на шею петлей быстро оглядывает палачей, буквально впиваясь в каждого глазами – чтобы запомнить!! Это безупречно переданное актёром сопротивление человека мысли о неизбежном конце – кульминационный момент фильма Орсини, объясняющий экзистенциальные истоки итальянского Сопротивления и сопротивления вообще, которое всегда – вопреки, в т.ч. вопреки утилитарному расчёту. Его девиз – «Противостоять!», как говорил кюре из Торси в «Дневнике сельского священника».

Инстинкт самосохранения – краеугольный камень здравого смысла, обычно предлагает нам компромисс, уклонение от действия или бегство от проблемы. Моральное оправдание этой тактики сводится к априорному суждению: «Ты бессилен что-либо изменить в этом мире». Для мещанина данной констатации достаточно, мещанин же философствующий находит нужным прибавить: «Лучше уж изменяйся и самосовершенствуйся сам», – как будто следовать пути, начертанному Григорием Сковородой в знаменитой автоэпитафии «Мир ловил меня, но не поймал», не означает – «противостоять». А как можно противостоять недеятельно?

Мир, который Корбари мечтал изменить, ловил, и всё-таки поймал его. Но – не возвратился после этого на круги своя, о предопределённости чего всякий раз твердит нам опасливый голос здравого смысла. Самопожертвование Корбари и ещё 76 тысяч итальянцев  мир изменило.

Сильвио Корбари 18.08.1944. 

 Хотите верьте, хотите нет, но в моих руках фотографии оказались 18 августа 2019 года – ровно через 75 лет после гибели Сильвио Корбари, Ирис Верзари, Адриано Казадеи и Артуро Спаццоли.

Адриано Казадеи и Артуро Спаццоли 18.08.1944. 

Те фонари на пьяцца Саффи по-прежнему стоят.

Сильвио Корбари и Ирис Верзари 18.08.1944. Публикуется впервые.

Корбари / Corbari (1970): 2 комментария

  1. Это как называется? Берёте мой текст со “Сноба” вместе с лично мне принадлежащими, мной найденными и отсканированными фотографиями, предпосылаете ему ценное мнение какого-то невежды, знания которого о кино не простираются дальше “Анжелики” и на взгляд которого “фильм ничего особенного собой не представляет”, сливаете его с моей статьёй и, не указывая имени автора, выкладываете?

    1. Это называется “Интернет”, в котором любая информация может разлететься когда и куда угодно. И да, вы не единственный человек, у которого есть мнение о фильме, и (О, Боже!) это мнение может быть отличным от единственно верного вашего, представляете?

      Ссылка на Snob как на источник дана, так что…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>