Пятьдесят оттенков хаки

Юзер major-colville уделил внимание вопросу появления в ВС защитных цветов:

Ранняя история хаки.

С легкой руки Луи Буссенара, многие, даже далекие от истории люди, считают, что впервые форма цвета хаки была использована в ходе Второй англо-бурской войны. Это не совсем так. История главного цвета кровавого ХХ века началась гораздо раньше, и он был уже массово распространен задолго до 1899 г. Бурская война это, скорее, рубежный момент, когда остальные обратили внимание на существование этой маскировочной одежды и всерьез задумались о ее пользе. В самой Англии ранняя история хаки, разумеется, более известна,

Сравните, например, экранизации культового викторианского романа «Четыре пера» разных лет с американским фильмом 2002г., но четкого и подробного исследования тоже не существует, многое не ясно и обсуждаемо до сих пор. Постараемся же и мы разобраться с первыми годами существования хаки, не вдаваясь в узкие и мелкие подробности, интересные только реконструкторам или моделистам, тем более, как мы дальше увидим, четких ответов на многие вопросы нет и сейчас. Совсем банальные вещи, что слово «хаки» пришло к нам из хинди или урду, а в них, в свою очередь, с персидского языка и означает «пыль, земля» , пожалуй, тоже общеизвестны. Поэтому перейдем сразу к делу. 
Возникновение: Индия. Гиды.
Начало истории хаки было положено в Корпусе Гидов*, сформированном для разведки на границе Индии и Афганистана в декабре 1846 года в Пешаваре. Это было смешанное пехотно-кавалерийское подразделение, многонациональным был и его состав- афридии, вазиры, хазарейцы, гуркхи, сикхи…

Генерал сэр Гарри Ламсден Гидский. художник Джон Макларен Барклай, примерно 1866г.

Первым командиром был, известный впоследствии, лейтенант Гарри Ламсден. А уж Корпус вовсе стал самым легендарным и знаменитым полком в Индийской армии. Именно о гидах идет речь, например, в знаменитом стихотворении Киплинга «Баллада о Западе и Востоке» или в романе М.Кей «Далекие шатры», а с 1876г они имели шефство самой королевы Виктории.

Кадры из фильма “Далекие шатры”, 1983г.
Для большего удобства ведения боев и разведки в приграничных условиях гиды первое время носили местную одежду. Но их командир думал среди прочего и об учреждении униформы. Так, в мае 1848г он писал своему брату в Англию, что требуется одежда, винтовки и шлемы «в прусском стиле» (имеются в виду пикельхаубе, на самом деле придуманные впервые в России Николаем I в подражание древнерусским шлемам). А в октябре 1849г. Ламсден писал своему заместителю Уильяму Ходсону, что хотел бы иметь одежду «mud-colour» – цвета грязи и ее надо заказать в Англии. Это на самом деле не является ни опровержением, ни доказательством существования конкретной формы к этому моменту. В декабре 1849г., в одном из боев против юсуфзаев, их приняли за туземцев и готовились обстрелять, но в последний момент наводчик закричал «Лорд, Сэр, это наши оборванцы (mudlarks)!».

Mudlark- люди, копавшиеся в грязи Темзы, в поисках чего-либо потерянного или полезного, помоечники, гамены, Гавроши?-но это слишком по-французски, грязные оборванцы, одним словом.

И это стало первым упоминанием использования будущего хаки в бою. Хотя скептики опять же утверждают, что это может быть просто местная одежда, а единая форма появилась позднее, но я лично считаю это уже излишним переусоложнением и придирками. Производилась она, скорее всего, местными умельцами и окрашивалась местными же рецептами окраски белого в сероватый грязный цвет, немного с розоватым оттенком. Так же есть смутные упоминания, что часть одежды могла быть привезена из Англии.
Итак, точная дата возникновения формы цвета хаки неизвестна. Относить ее появление сразу к 1846г – году создания части ошибочно, а к 1857г она была уже широко известна, как мы увидим. Скорее всего, она была введена в конце 40х- начале 50х гг XIX вв.
Есть так же версия, что «отцом» хаки является Ходсон, а не Ламсден. Кстати, во всех воспоминаниях общим местом стало указание, что «гиды изобрели Хаки». Это уже признак того, что воспоминания или описания писались гораздо позднее, когда хаки стал общеупотребителен. В реальности в письмах и документах Ламсдена и Ходсона встречаются слова «земля»,«грязь», «тусклый» и тп (dirt-coloured, mud-colour, drab). Термин «хаки» не использовался и, видимо, появился позднее.
В чем гиды точно имели приоритет, так это, во-первых, в идее маскировочного эффекта формы (в одном из писем прямо указывается «make them invisible in a land of dust»), хотя не стоит забывать и о впечатлении от грязной местной одежды, плохо заметой на фоне земли.

Вверху- клубная форма из фильма “Далекие шатры”. Внизу фотографии офицеров Корпуса гидов в годы 2й англо-афганской войны.
И во-вторых, именно у гидов хаки впервые стало использоваться не только как боевая или рабочая одежда, но и как цвет для всех видов формы, включая парадную и «клубную», “вечернюю”.
После командования Корпусом гидов майор Ходсон с мая 1857 стал командиром своего полка и также выбрал khaki/drab как цвет его униформы. Шествие защитного цвета начиналось….

Индийское, или Сипайское, восстание 1857г. 
К началу восстания Корпус гидов уже имел большой опыт боевых действий и считался авторитетной воинской частью. Его форма уже не вызывала насмешек, а скорее наоборот, интерес и вполне разумное подражание.
В Дели, 57й и 61й полки, подражая гидам, стали окрашивать свои летние белые кителя грязью. Также упоминается окраска карри, чаем, кофе, тушью, тутовой ягодой. Получался широкий спектр цветов-от темно-серого через синевато-серый, светло-коричневый до светло-серого и даже лиловатого. Чуть позже это распространилось на все Делийские войска, кроме 9го уланского, летом продолжавшего ходить в белом, а зимой в традиционном синем цвете. (Не за это ли у Киплинга 9й уланский скрыт под псевдонимом Белые гусары?) По такому же образцу обмундировывались и новые полки , сформированные в Пенджабе. Небольшой курьез – гражданское население, видя приближающиеся колонны спасителей, иногда думало, что это … афганцы! Так непривычна была тогда такая униформа.
В это время начинают использоваться термины, уже созвучные привычному нам «хаки». Karkee, Karkу, Kharkee.
Не все были в восторге от новинки. Лейтенант Октавиус Смит из 48го туземного пехотного полка отмечал в своем дневнике, что «все войска имели форму цвета «karkee» или «mud colour». Это странно, видеть британских солдат ползущих, как жуки, едва различимых с землей. Веселый яркий английский багрянец здесь не встречается. Что, конечно, разумно в сложившихся обстоятельствах, но это мне не нравится». Судя по настрою, он как раз наверно и носил «веселый яркий английский багрянец», когда индийская мушкетная пуля приковала его на большую часть осады Дели к постели. Ему еще повезло, точно так же был замечен и застрелен подполковник Джон Джерранд, один из двух человек, что носил красный мундир во всем своем отряде. Его 1й бенгальский европейский полк был одет в серое хаки, - коричневатое- отсюда их прозвище «грязные рубашки».
Джон Шерер в своей книге “Повседневная жизнь во время индийского мятежа; личный опыт 1857 г.” описывает раннюю версию защитного цвета одежды в июле 1857 года: “Я встретил человека среднего роста, но сильно сложенного, одетого в одежду и шлем цвета Khakee (пепельный цвет, зола)…он сказал: “Я Герберт Брюс, я надеюсь, что мы будем друзьями…”.

Офицер и сержант Пешаварской легкой конницы, акварель с натуры, 1857г.
Здесь интересно то, что первоначальный цвет хаки может быть не привычным для нас желто-зелено-коричневым, а скорее сероватым, даже голубовато-серым.

Полковник лорд Марк Керр с застрельщиками 13го легкопехотного. 1858г., художник Ч.А.Г.Лаченс.
В описаниях Мятежа часто встречается: «slate», «grey drab», «bluish brown». Гуркхи даже в 1883г. имели форму, описанную как slatey- т.е. опять-таки голубовато-серую. Все также отмечали, что знаменитая форма гидов, сохранявшаяся долгое время даже в ХХ веке, была светлее официального «армейского» хаки. Сэр Джон Лютер Воган в 1904 писал: если уж говорить о цвете хаки, впервые придуманном Ламсденом, то «реальный хаки не был похож на зелено-коричневый цвет, какой мы привыкли видеть на солдатах колониальных войск в Лондоне, а напоминал летнюю пыльную дорогу из щебня».

Сипай, хавильдар (сержант) и индийский офицер в раннем хаки, 4й пехотный, Пенджабские иррегулярные силы. Примерно 1860г. Слева направо- афридий, сикх и афганец.

*Также часто переводится как проводники, разведчики, но при этом французская часть времен Наполеона I часто пишется без перевода- Гиды. Чтобы не путаться и сохранить колорит будем и мы называть этот британо-индийский корпус Гидами.

В последующие годы «хаки» начинает постепенно распространяться. Слово окончательно прижилось. Им называли, как мы увидим, зачастую очень разные цвета. В этом смысле оно является эквивалентом нашего термина «защитный», а не указанием на конкретный оттенок. Также, у меня сложилось впечатление, что зачастую так называли не только цвет, но и саму боевую форму (которая бывала разной по покрою). Как мы говорим «камуфляж», подразумевая в зависимости от ситуации и камуфляжный рисунок, и одежду пятнистой раскраски. То есть хаки это не просто перекраска прежних мундиров – это фактически рождение современной полевой формы. Но настаивать не буду.


Майванд: спасение орудий. Р.К.Вудвиль, 1883.

Применение.
По опыту Сипайского восстания в мае 1858 года официально было объявлено, что: “С согласия правительства, Главнокомандующий рад указать, что белая одежда отменяется в полках армии Достопочтенной Компании, и что на будущее лето одежда европейских солдат должна состоять из двух костюмов “Khakee”. Правда, не совсем ясно, сохранилось ли это после упразднения Ост-Индской компании. Проскальзывала информация, что в 1861-64гг в Индии хаки был объявлен цветом для жаркой погоды, но потом заменен снова белым (сохранив свое значение как боевого)- дублирование предыдущего приказа, или речь идет о разных армиях? В Индии, как известно их было несколько.
В 1860е годы идея «защитной» одежды из Индийской армии приходит и в английские войска в Африке, но там цвет был более серый, чем желтовато-коричневатый. А для экспедиции в Ашанти в 1873г. впервые специально и заблаговременно была пошита особая форма.

Она изготавливалась из некрашеного твида Элчо (как у Лондонских шотландских волонтеров). Цвет называется серым, но фактически это некрашенная шерсть, вотола, серо-красно-коричневого оттенка. Да и сам командующий войсками, будущий фельдмаршал, Г. Уолсли, называет это «коричневым хаки».

Гарнетт Уолсли привык к хаки еще в Индии. Слева- Индия, 1858-59гг. В центре и справа- Ашанти, 1873-74гг.
На кителе была новинка (!) в виде 3 карманов – двух набедренных и одного нагрудного. Карманы «широкие, глубокие и крепкие», солдаты, «как установлено, крайне одобряют их» (ну еще бы), пояс сделан из того же материала и не натирает, форма «очень комфортабельная и удобная для службы». Правда, по итогам кампании был сделан вывод, что цвет формы слишком светлый для джунглей Африки.

Здесь пора отметить, что процесс замены одежды, во многом, был связан не с маскировкой. С 1870х в колониях и войнах все чаще начинают носить упрощенную нестроевую одежду взамен дорогой и не всегда удобной официальной. Обычно белого (жара, как ни как) или традиционных цветов, но упрощенного покроя и качества – 5 пуговиц, иногда без, иногда с полковыми «отличками, выпушками, петличками». Красные, часто более грубых оттенков – кирпичный, например, для пехоты и тяжелой кавалерии, синие для остальных, зеленые для стрелков. Именно белые летние кителя часто и окрашивались потом в хаки.

57й полк в Новой Зеландии. Блуза не хаки, а синяя, но тенденция налицо. 
Главная проблема традиционных мундиров была не в цвете (красный, к слову, менее заметен на местности, чем белый), а в шерсти. В Индии и Африке жарковато было, почему и появлялись облегченные штаны и куртки из льна и хб. Но белый цвет маркий и легко загрязняется, плюс демаскирует – в результате на стыке этого и началось триумфальное шествие одежды «защитных» цветов. Менялась и тактика ведения боя, и представления об удобстве одежды.

Горцы Аргайльского и Сатерлэндского полка на утреннем построении в Коломбо, Цейлон. Форма одежды-…рубашки.
2я Англо-афганская война 1878-80.
2я англо-афганская стала первой войной, где массово носили хаки, хотя «традиционная» форма тоже еще широко использовалась – для парадов, торжественных мероприятий, в лагере. Иногда хаки носился не самостоятельно, а поверх мундира только для маскировки или просто для тепла холодной афганской зимой.

Части должны были краситься своими силами, за основу обычно брался белый летний китель. Окраска производилась на полковом уровне, результаты были разными. Судя по описаниям (да и фотографиям) некоторые полки имели более однообразный и нарядный вид. Например, Гиды, всегда элегантный 10й гусарский, 9й уланский или 72й полк хайлендеров.

Фрагмент фотографии лагеря в Кандагаре. Хорошо видна разница оттенков формы даже в одном полку.
В большинстве же случаев оттенки и качество отличались не только по полкам, но по ротам и даже индивидуально, а при носке разница еще и усиливалась. По рецептам изготовления пробежимся позднее.

На последующих этапах войны судя по фотографиям и описаниям форма выглядит получше – возможно набрались опыта в окраске, возможно было налажено какое-то централизованное снабжение.

Хаки ударил по традициям стрелков (все помнят знаменитых «Зеленых курток» стрелка Шарпа?): “Стоит отметить, что использовался цвет хаки, и это была первая кампания в Полку, с тех пор как он стал Стрелковым, в которой он воевал в форме не зеленого цвета “. Известно, что некоторые части перешли на хаки чуть ранее, еще в экспедиции Джоваки, в том числе и Стрелки. Но в данном случае ошибка понятна – это историкам легко отмечать начало и этапы войны. Для солдат на границе это была непрекращающаяся опасная служба, а уж что потом будет признано войной, а что останется в истории просто как очередная экспедиция… Кстати говоря, это мы сейчас называем события 1878-1880г второй афганской войной. Современники часто делили их на две -после убийства посольства Каваньяри была 3я война (сейчас 3я – это 1919г.). Но это так, к слову.

Хаки широко «разбавлялось» и традиционными на тот момент элементами снаряжения – ремни и подсумки не обязательно красились и оставались, например, белыми или черными, при хаки носились килты, синие армейские и клетчатые штаны лоулендеров, кожаные гетры, иногда добавлялись разные цветные элементы (выпушки, лампасы, обшлага). Впервые, по примеру индийских войск, вводятся обмотки (puttees). Они бывали разных цветов, в зависимости от возможностей и полковых традиций, например из тартана у шотландцев, или черные у гуркхов и стрелков.


Майванд: Последние одиннадцать. 
Но большинство выглядели не особо вычурно. Печально знаменитый 66й полк при Майванде был полностью в хаки с ног до головы: чехол на шлем, закрывающий тюрбан и выглядящий «гладким», китель и штаны цвета хаки, солдаты с коричневыми обмотками, офицеры с серо-голубыми. Такой облик в целом следует признать типичным для многих полков и частей в той войне.
Снимок0820.jpg


Гордонские горцы в 1879г. художник Уильям Скок Камминг.

59й полк в битве при Ахмад-Хеле.


45й бенгальский туземный полк с пленными афганцами.
Рецепты изготовления.
Все описания сходятся в том, что в большинстве своем использовались разные и народные методы, но конкретных рецептов известно не много. Мемуаристы редко упоминают о подробностях, которые и сами не особо знают. Не всегда надежны и полковые истории, писавшиеся спустя десятилетия: «чего там писать все и так ясно» через 10 лет уже сменяется на «а что это вообще такое». Но, в общем, просматривается следующая картина.

Форму могли варить в чае, листьях пальмы Мазари , шелковицы (тутовое дерево), кофе, карри.
В 17м пехотном полку в 1878г. накануне афганской кампании белая одежда была “снесена на берег реки и там смочена и натерта грязью (выстирана в грязи?)». Сэр Ян Гамильтон, который тогда был субалтерном в 92-м горском полку вспоминал: мы “окрашивали наши белые летние кителя в своего рода защитный цвет, прокипятив их с листьями чая. Мы носили их в зимний период поверх наших красных мундиров”.

Ветеран 9-го полка, который принимал участие в экспедиции Джоваки 1877-78гг. накануне Афганской кампании (а там были еще 51-й и 4-й батальон Стрелковой бригады) много лет спустя рассказывал: “Стандартной формой (в Индии, конечно) была тропическая белая, и войскам участвующим в экспедиции, было приказано окрасить белую одежду и белое кожаное снаряжение в растворе верблюжьего навоза”. В 1884 году, Чеширский полк, который, как отмечалось, “имел особый оттенок» своей защитной одежды, был проинспектирован в Дели генералом Диллоном, их командиром дивизии. Он обратился к командиру: “Как отлично ваши люди выглядят, полковник! Чем красились?” – “Коровьим навозом, сэр”,- громко ответил полковник Паттон».
Возможно, это легенда, родившаяся из отголосков первоначального недовольства (об этом в следующей части). «Что за форма цвета говна детской неожиданности на вас, парни?»- «Да вот, говном навозом и красимся». А спустя годы попало в мемуары и полковые истории вполне серьезно. Впрочем, не исключено, что это и правда один из реально применявшихся способов…

Надо учитывать, что офицеры не особо разбирались в деталях окраски, не знали особенностей технологического процесса. И честно, но упрощенно, они описывали то, что наблюдали, не понимая, возможно, что видят (причем мельком) лишь часть подготовки или окрашивания ткани. Проблемы могли быть вызваны и спешкой при подготовке к экспедиции или войне, поэтому становится понятным почему, например, мундиры гидов и некоторых полков были более качественны, чем тех, кто красился в последний момент.

Также кажется довольно странным, что не всегда упоминаются индийские способы окрашивания тканей, а между тем обратиться к местным специалистам было бы гораздо логичнее, чем варить самому в чае или навозе. И судя по всему, как минимум, гиды так и поступали: известно, что из их жалования удерживалось четверть анны на оплату этих нужд. Так же упоминается, что форма часто красилась в местах, называемых Bazaar. Что бы это могло быть?)))

А рецептов и ингредиентов для окраски индийцы знать должны были много. Одна из древнейших тысячелетних цивилизаций, как ни как. Например, Кашу- Кашу (Cachou, Catechu) — кашу или катеху (по фабричному — каша), также гамбир, представляет собой выпаренный досуха сок некоторых акаций, пальм и других растений вроде Acacia catechu, Areca catechu (откуда и название), Uncaria gambir, Butea frondosa и и т.п., растущих преимущественно в Ост-Индии и на Ост-Индских островах. Используется в пищевой и текстильной промышленности.
Способность эта служит основанием для главнейшего применения Кашу, то есть для окрашивания хлопчатобумажных, шелковых и частью шерстяных изделий в различные цвета: коричневые, оливковые, серые и черный. В честь этого порошка (и ремесла с ним связанного) названа, например, область Кач в Гуджарате (Индия).

Вот, пожалуйста, и пальма, и листья, часто упоминаемые в мемуарах, и при этом не примитивное замачивание, а порошок, и вполне крепкая окраска на выходе…

Ниже акварель художника Мортимера Менпеса “Лорд Робертс наблюдает за битвой при Осфонтейне”, 1901г.

Первые впечатления. 
Нововведение принималось по-разному. Многие офицеры, да и солдаты, привыкшие к традиционному «spit and polish», внешнему блеску и красоте, скептически воспринимали идею неброского одеяния. Подчеркивалось, что мундир это традиции, слава, страх для врагов, что солдат не должен быть оборванцем и т.д. и т.п.
Плохому мнению способствовало и плохое качество первого хаки. Как уже упоминалось, рецепты изготовления были разными и многие из них представляли собой механическое окрашивание, скорее даже загрязнение, ткани. Поэтому окраска часто была недолговечной, мажущей и вонючей. Единый цвет получить было невозможно в принципе – существовала громаднейшая палитра оттенков- от светло-серого (фактически грязно-белого), серо-голубых оттенков, лиловатых, розоватых, серо-желтых до коричневых. С учетом того, что каждый полк имел свой «секретный» рецепт, а зачастую и роты внутри него выглядели неодинаково, а при длительной носке и каждый отдельный солдат – можно представить себе возмущение тех, кто привык к единообразию, красивым парадам и ярким мундирам. Все-таки на дворе был еще XIX век.
Были и другие мнения – молодой восторженный солдат-поэт Купер из 5го Нортумберлендского в своей книге 1880г. писал о переодевании в хаки перед границей Афганистана: «Форма цвета земли – это наполняет сердца наших врагов страхом, потому что они не могут увидеть наших, пока те не будут слишком близко».

Помимо красоты и субъективных предпочтений были и вполне объективные проблемы. Майор Ройл из 4го батальона Стрелковой Бригады писал: окрашенная одежда солдат была настолько загрязнена “от пота, почернела от ремней и плохого красителя, что мы выглядели просто как очень грязная толпа”.
Любая попытка постирать одежду только усугубила бы процесс – цвет мог практически исчезнуть, менялись оттенки, появлялись пятна и «проплешины». Результат был неоднородным, и в результате – неприглядный внешний вид.
Просто крик души был опубликован в 1883г в «Шеффилд Дейли Телеграф» :
“Новая летняя одежда британских войск, в общем, не была любима. Ее непопулярность просто огромна. Это очень большой расход для людей, каждый мундир – а они имеют четыре – должен повторно окрашиваться раз в месяц, и невозможно получить даже два мундира одного и того же оттенка. Кажется, в процессе окрашивания гниет ткань, в то время как запах невыносим, к тому же многие люди оказались в больнице из-за кожных высыпаний от красителя. Солдаты теперь редко выходят из лагеря или в парки, потому что “они не кажутся привлекательными и опрятными сами себе”. Вещество красителя забивает ткань и делает ее жаркой при ношении и, как они сами честно говорят, дхоби не моют их должным образом, так как невозможно определить, какой костюм уже вымыт или ещё нет “. Куда катится этот мир – даже мойщики из низших каст смеются и обманывают Томми!

Дхоби за работой. Картина сикхского художника, 1867г.

Эй, сахиб! Я твой хаки плёхо стираль.
Неудивительно, что в такой среде рождались байки и анекдоты про новую форму. «Хаки в Белуджистане это неизбежность. Местный вождь, довольно богатый человек, решив поехать на дурбар или какое-то другое публичное мероприятие, приказал выстирать свою одежду. Изумительно белая! Но уже через несколько дней она перестала таковой быть от обычных природных условий. Хаки там, таким образом, незаменимая и неизбежная вещь». Вроде похвалил, а осадочек остался- просто грязь эта ваша заливная рыба форма хаки. Может, «хаки» во время Восстания потому и появился, что некогда и некому было стирать… Возможно, что и упоминаемые уже рецепты с навозом тоже из серии баек.

Рассказ Киплинга «Арест поручика Голайтли», написанный в 1886г, описывает злоключения лейтенанта, попавшего под сильный дождь в Индии:«Наконец, смолистая масса и зелёная краска образовали тягучую массу, которая потекла по Голайтли потоками – по спине и груди, не разбирая дороги. Цвет хаки тоже начал линять -скверная была, линючая краска, – и костюм Голайтли окрасился в бурый цвет, местами с фиолетовыми пятнами, оранжевыми краями и ярко-красными полосами. Кое-где выступали совершенно белые пятна, что, очевидно, зависело от особенностей и свойств краски. Когда Голайтли взялся за платок, чтобы вытереть лицо, и зелёная краска подкладки, слившись с красной краской от ремня, потекла по шее, то эффект получился изумительный». Современный читатель может и не понять завязки рассказа – подумать, что это просто досадная случайность или мошенничество продавца, подсунувшего некачественную одежду. Но ознакомившись с вышеописанными «рецептами», мы понимаем, что ситуация хоть и сутрирована, и доведена до юмористического абсурда («грязного оборванца» арестовывают как дезертира и никто не верит, что он офицер), но, по своему, довольно типична и явно навеяна рассказами из жизни.
Применение.
Итак, продолжим по применению.
Война с зулусами 1879 года, шедшая параллельно со 2й Афганской – все были в традиционных красных либо синих мундирах, лишь чехлы на пробковые шлемы и ремни амуниции могли быть окрашены чайным раствором.

Кадры из фильма “Маджуба”.
1я Бурская война 1881г- только 92й Гордонский полк был в хаки, прибыв прямо из Индии и Афганистана. Остальные части «красные» со шлемами в чехлах чайного цвета.
Суданская экспедиция 1884-85гг.- Прибывшие из Египта части были в серой сарже, из Индии – в хаки. Индийское хаки, по общему мнению, оказалось более удобным для условий пустыни- и по цвету, и по материалу.
В конце концов, хаки стал общепринятым боевым цветом. В Индии в 1880е уже массово использовали хаки и повседневно, а не только как боевую одежду – официально это было закреплено в 1885г. Улучшалась система окрашивания, повышалось качество – переходили на химические красители и фабричное производство. Краситель был запатентован химиком Фредериком Гэтти в 1884г. Цвет «химического» хаки, произведенного в Англии, был темнее «индийского». Экспериментировали с покроями, добиваясь удобства – существовали не только привычные нам схемы нагрудных и набедренных карманов (0 карманов, только 2 нагрудных , только 2 набедренных, 2+2) , но и «поясничные» (а как их еще назвать?) , и 6 карманов(!), и даже патронташи на груди, в виде совсем уж не ассоциирующихся с англичанами, газырей…


Фельдмаршал Фредерик Робертс Кандагарский в Индии (1880е) и в 2ю бурскую войну (1900).

Какие-то дополнительные накладки – видимо чтобы не набивалась спина от снаряжения. Уточнение- нашел, считалось, что это от защита от жары и солнца, часто изнутри делали красного или оранжевого цвета

Экспериментальная форма 1884г.

Сифортцы в Черных горах, 1888г. “Газыри”.

“Газыри”.

Молодой Черчилль предпочитал 6 карманов.

Кадры из фильмов “Молодой Уинстон” и «Объездчик Морант» (Жестокий Морант).

Можно начинать обратный отчет – если до этого мы отмечали случаи ношения хаки, то теперь все реже встречаются традиционные цветные униформы. Так, в авангарде Хартумской спасательной экспедиции были солдаты в красном, чтобы пугать махдистов. Ради этого Гвардия поделилась мундирами с 1м батальоном Сассекцев. Солдаты Капской пехоты, сформированной в 1882г. носили красное, чтобы запутать местных, что они солдаты регулярной пехоты, а не волонтеры или иррегулярные солдаты. Идея, что красные мундиры внушают страх врагам и деморализуют их, привела к тому что 1й батальон Черной стражи и 1й батальон Южно-Стаффордширского при Киркебане и Гиннисе в Судане (1885) переодевались из серого в красные мундиры. Зеленые Говарды, Королевский Беркширский, Королевский Западно-Кентский- эти полки также сменили хаки на красное и синие штаны, а Камеронцы -килты и красные мундиры, чтобы произвести большее впечатление на дервишей.
Гиннис стал последней крупной битвой, засветившейся в красных мундирах, а последнее более – менее массовое использование красного в боевых действиях относится к 1888 году при подавлении восстания зулусов (1й батальон Королевских Шотландцев). А последнее использование красных мундиров на активной службе регулярной армией, по иронии судьбы, было в Ашанти 1896г. Судя по всему, африканцам красные мундиры, действительно, внушали уважение и трепет. Из описаний того же Буссенара можно вспомнить как племена зачастую раскрашивали себя «под солдата»- красный торс и руки, белые ноги, нарисованные на теле ремни и шевроны…

В 1896г. форма хаки была официально объявлена формой для заграничной службы. Хотя, даже в этот период существовало множество оттенков, несмотря на уже официальный статус и более централизованное производство.
Например, канадцы из 2 RCRI в бурскую войну носили «новую форму фирмы Сэнфорд, что на пересечении улиц Короля и Джона в Хэмилтоне, (она) не уступала по качеству британской, но по ощущениям была грубой и жесткой», а вот снаряжение они красили себе сами «домашними средствами» как англичане 20 лет назад. Результат получился таким же разнообразным – от темного кофейного цвета до грязно-желтого, а некоторые подсумки и шлемы были «изумительно полосатыми».

Существовала байка, что перекрашивали даже лошадей. Не знаю как лошадей, а вот чехол хаки на блестящий эфес сабли применялся.
А в январе 1902г., по итогам 2й бурской войны, была введена новая общая универсальная форма для службы и дома, а не только в колониях, хорошо знакомая по Первой мировой. Официально этот землисто-коричневый цвет назывался Драб, но все повсеместно называли его «хаки». Яркие парадные мундиры традиционных цветов сохранились только для парадов и торжественных церемоний…

Горская бригада на марше, 1902г. Художник пытается показать эффект хаки в вельде.

Снимок1013.jpg
Интересно, что иллюстрации к роману Буссенара “Бенгальские душители”, напечатанном незадолго до начала Бурской войны, уже правильно показывают британцев в хаки.
ПС. Не совсем про форму, но тоже на тему повышения маскировки и смены традиций. Долгое время знамена являлись символом доблести и славы, под ними солдаты шли в бой, но изменения условий войны и потеря знамен, произошедшая за сравнительно короткий период- 24м полком при Исандлване в 1879г. и 66м при Майванде 1880г. вызвали дискуссию о необходимости их применения. В конце концов, было принято вполне современное решение перестать выносить их в бой и даже брать за границу. Телеграмма с запретом была разослана во все полки 17 января 1882г. Последний раз в бою знамя развевалось над британскими солдатами в 58м полку при Лаингс Неке в 1ю Бурскую войну, 28 января 1881г. Тогда погибло 4 офицера, несущих и спасавших знамя от захвата бурами – последние жертвы красивой, но уже бессмысленной традиции. Последние знамена, взятые на активную службу, были в 1м батальоне Южно-Стаффордширского полка в Александрии в 1882г. Кстати, по упоминанию развевающихся знамен в описаниях второй бурской войны, легко вычисляли самозванцев-добровольцев.
Выводы.
Итак, подведем итоги. Родина хаки – Индия: Северо-Западная граница, потом по всей Индии, далее везде. Дата возникновения – точно не известна (и вряд ли будет). Приблизительно конец 1840х, менее вероятно самое начало 1850х. Термин «хаки» (каки, харки и тп) появился позднее и не обозначал конкретный цвет или, тем более, оттенок. Это было общее слово для обозначения как цвета, так и самой «защитной» одежды (как сейчас слово камуфляж). Производство первое время было фактически самодельным, не всегда удачным по исполнению, но постепенно удобство более легкой новой формы (карманы, свободный покрой) и маскировочный эффект перевесили консерватизм и традиции. А технические достижения убрали недостатки. С середины 1880х появляется химическая окраска и хорошее промышленное качество. Форма становится боевой для всех в заморских колониях, а в некоторых колониальных полках и основной. Но другие страны на это мало обращают внимания, и поэтому впервые «замечают» «новинку» только в начале ХХ века, в бурскую войну. В самой же Британии, хаки уже давно известно, привычно и с 1902г. становится главным типом военной одежды. Фактически, это рождение современной военной формы.

Рисунок Р.К.Вудвилля “Джентельмен в харки”, иллюстация к поэме Р.Киплинга, стал символом британских войск конца XIX- начала XX века, “Армии мистера Киплинга”. “Хаки”, как мы помним, называли англичан и буры.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>