«В поход Мальбрук собрался» — из истории одной песни



Расхожее выражение «Мальбрук в поход собрался» известно всем (обозначает «начинание, про которое заранее известно, что оно окончится неудачей» или «когда человек излишне воинственен»), но кто такой Мальбрук, какой еще поход и при чем тут вообще война?

История этого выражения начинается с песни французских солдат «Marlbrough s'en va-t-en guerre», которую они сочинили в 1709 годунакануне знаменитого сражения при Мальплаке во время войны за испанское наследство (кстати, песня не помогла, битву французы проиграли).

Битва при Мальплаке
Битва при Мальплаке

В стане французов пронёсся ложный слух о том, что убит виновник их предыдущих неудач в войне за испанское наследство герцог Мальборо (прямой предок Уинстона Черчилля), руководивший английскими войсками, которого французы называли на свой лад «Мальбруком».

Джон Черчилль, 1-й герцог Мальборо

Так появилась песня о Мальбруке, начинавшаяся словами: «Мальбрук в поход поехал, Миронтон, миронтон, миронтэн».

Вот мелодия песни с соответствующими иллюстрациями того периода

В песне рассказывалось о том, как жена Мальбрука ждёт своего мужа, ушедшего на войну. Прошло много времени, а Мальбрук всё не возвращается. Весть о смерти Мальбрука приносит паж, который сообщает, что на погребении Мальбрука присутствовали все офицеры, которые несли его панцирь, щит и длинную саблю. Вскоре популярная песня на злободневный сюжет была забыта.

Вот, собственно сам песня со все объясняющими иллюстрациями для детей :)

 А вот французский текст:

Marlbrough s'en va-t-en guerre,

mironton, mironton, mirontaine,
Marlbrough s'en va-t-en guerre,
Ne sait quand reviendra.

Il reviendra-z-à Pâques,
mironton, mironton, mirontaine,
Il reviendra-z-à Pâques,
ou à la Trinité.

La Trinité se passe,
mironton, mironton, mirontaine,
la Trinité se passe,
Marlbrough ne revient pas.

Madame à sa tour monte,
mironton, mironton, mirontaine,
Madame à sa tour monte
si haut qu'elle peut monter.

Elle voit venir son page,
mironton, mironton, mirontaine,
elle voit venir son page,
tout de noir habillé.

Beau page, mon beau page,
mironton, mironton, mirontaine,
beau page, mon beau page,
quelles nouvelles apportez?

Aux nouvelles que j'apporte,
mironton, mironton, mirontaine,
aux nouvelles que j'apporte,
vos beaux yeux vont pleurer!

Quittez vos habits roses,
mironton, mironton, mirontaine,
quittez vos habits roses,
et vos satins brodés!

Monsieur Marlbrough est mort.
mironton, mironton, mirontaine,
Monsieur Marlbrough est mort.
Est mort et enterré.

Je l'ai vu porter en terre,
mironton, mironton, mirontaine,
Je l'ai vu porter en terre,
par quatre-z-officiers.

L'un portait sa cuirasse
mironton, mironton, mirontaine,
l'un portait sa cuirasse
l'autre son bouclier.

L'autre portait son grand sabre,
mironton, mironton, mirontaine,
L'autre portait son grand sabre,
et l'autre ne portait rien.

On planta sur sa tombe
mironton, mironton, mirontaine,
on planta sur sa tombe
un beau rosier fleuri.

La cérémonie faite,
mironton, mironton, mirontaine,
la cérémonie faite
chacun s'en fut coucher...

Перевод на английский (не кого-нибудь, а самого Лонгфелло)

Marlbrook the Prince of Commanders

Is gone to war in Flanders,
His fame is like Alexander's,
But when will he ever come home?
Mironton, mironton, mirontaine.

Perhaps at Trinity Feast, or
Perhaps he may come at Easter,
Egad! he had better make haste or
We fear he may never come home.
Mironton etc.

For Trinity Feast is over,
And has brought no news from Dover,
And Easter is pass'd moreover,
And Malbrook still delays.

Milady in her watch-tower
Spends many a pensive hour,
Not knowing why or how her
Dear lord from England stays.

While sitting quite forlorn in
That tower, she spies returning
A page clad in deep mourning,
With fainting steps and slow.

«O page, prithee come faster!
What news do you bring of your master?
I fear there is some disaster,
Your looks are so full of woe.»

«The news I bring fair lady,»
With sorrowful accent said he,
"Is one you are not ready
So soon, alas! to hear.

«But since to speak I'm hurried,»
Added this page, quite flurried,
«Malbrook is dead and buried!»
And here he shed a tear.

"He's dead! He's dead as a herring!
For I beheld his berring,
And four officers transferring
His corpse away from the field.

"One officer carried his sabre,
And he carried it not without labour,
Much envying his next neighbour,
Who only bore a shield.

«The third was helmet bearer —
That helmet which in its wearer
Fill'd all who saw it with terror,
And cover'd a hero's brains.

„Now, having got so far, I
Find that — by the Lord Harry!-
The fourth is left nothing to carry. —
So there the thing remains.“
Mironton, mironton, mirontaine.

На этом песню и забыли, но не навсегда. Новый взлёт популярности песне о Мальбруке обеспечила в конце XVIII века королева Мария-Антуанетта. Песенку о Мальбруке пела её сыну привезённая из глухой провинции кормилица крестьянка Женевьева (ее еще называли Мадам Грудь), баюкая дофина. Однажды она с удовольствием пропела ее и королеве, которая тут же пошла к клавесину и наиграла мелодию. Вскоре колыбельную о Мальбруке пели и королева, и король Людовик XVI, затем модную песенку подхватили придворные, а за ними и буржуазные круги. Кстати, у Женевьевы был туберкулез, и ее потом обвинили в том, что она заразила королевских детей.

С королевского двора песня ушла в городской фольклор. Разнеслась она по всей Европе и стала неимоверно известной. Гёте во время путешествия во Францию просто возненавидел герцога Мальборо, который пал невинной жертвой популярной песни. Первые строки песни становились названиями модной одежды, головных уборов, супов. Появился даже костюм a la Malbrough, который носили при дворе и в городе: „сюртук цвета индиго с черными отворотами, черный жилет, белые панталоны, черные чулки, на башмаках — траурные черные пряжки“

костюм a la Malbrough
Костюм a la Malbrough

Песня в исполнении с народными инструментами того времени

Шутливая песня распространилась по всей Европе. “В качестве странствующего фольклорного сюжета она была зафиксирована в конце XVIII века в Германии, Дании, Голландии, Англии, Каталонии, Пьемонте. Гете писал в дневнике своего итальянского путешествия 1786 г.: “Мальбрук слышен на всех улицах”. Популярную мелодию использовал Бомарше в романсе пажа из “Женитьбы Фигаро”.

B XIX векe, в эпоху наполеоновских войн, она получила новую жизнь среди французских солдат. Да и сам император, по свидетельству современников, любил напевать ее, отправляясь в поход. Бетховен воспользовался ее мотивом для музыкальной характеристики французов в симфонической поэме “Победа Веллингтона, или Битва при Виттории” (1813). В её начале англичане строятся под мелодию марша “Правь, Британия”; французы — под тему “Мальбрука”. Затем следует вызов на бой и начинается само сражение, в котором, помимо оркестровых средств, используются шумы — пушечная и ружейная батареи. Англичане одерживают победу, французы бегут. Мелодия “Мальбрука” появляется в миноре и с некоторым “прихрамыванием”…

Александр Дюма (отец) (1802 — 1870), использовал имя “Мальбрук” в одном из своих произведений. В его произведении „Сильвандир“, Мальбруком  назван жеребeц.

Но и это еще не далеко не конец истории! Каким-то образом французская песня о Мальбруке некоторое время пользовалась популярностью и в России (уж не с гувернантками и гувернерами ли пришла?). Первый безымянный русский перевод ее французского текста появился в 1792 г. в альманахе “Русская эрата”:

Мальбрук на войну едет.
Конь был его игрень.
Не знать, когда приедет, —
Авось в Троицын день.

День Троицын проходит —
Мальбрука не видать,
Известье не приходит,

Нельзя о нем узнать.



Жена узнать хотела,
Идет на башню вверх;
Пажа вдали узнала,

Кой в грусть ее поверг.



Он в черном одеянье
На кляче подъезжал,

В великом отчаянье

Одежду разрывал.

Супруга вопрошала:

»Что нового привез?"

Сама вся трепетала,
Лия потоки слез.

— «Скидайте юбку алу,

Не румяньте себя, —
Привез печаль немалу,
Оденьтесь так, как я.

Драгой ваш муж скончался,

Не видеть вам его;

Без помощи остался,
Лишился я всего.



Я видел погребенье
Последний видел долг.
B каком ах! изумленье

Его тогда был полк.

Тяжелу его шпагу
Полковник сам тащил,
Майор сапожну крагу,
За ними поп кадил.

Два первых капитана
Несли его шишак,
Другие два болвана
Маршировали так.

Четыре офицера
Штаны его несли,
Четыре гренадера
Коня его вели.

Гроб в яму опустили,

Все предались слезам.
Две ели посадили
Могилы по бокам.



На ветке одной ели
Соловушек свистал.
Попы же гимны пели,

А я, глядя, рыдал.

Могилу мы зарыли,
Пошли все по домам.
Как всё мы учинили — 

Что ж делать больше там?

Тогда уж было поздно,

Не думали о сне,
Ложились, как возможно...»

и проч.”

Известно, что Наполеон любил напевать эту мелодию в начале Отечественной войны 1812 года. В русском солдатском обиходе слова песни были изменены, приобретя комические и непристойные подробности. Имя полководца Мальбрука при этом сохранилось, но под ним безусловно подразумевали Наполеона. Так, в русском варианте песни о Мальбруке, осмеивавшем его неудачный поход в Россию, полководец погибал не в сражении, а со страху «смертию поносной».

Гм, вот один из вариантов, так сказать, не для дам:

Мальбрук в поход собрался,
Наелся кислых щей,
В походе обосрался,
И умер в тот же день.

Жена его Елена
Сидела на горшке
И жалобно пердела
Как пушка на войне.

Четыре генерала
Его штаны несли.
И двадцать три капрала
Говно из них трясли.

Его похоронили,
Где раньше был сортир.
В могилу положили
Обосранный мундир.

Тема Мальбрука, наложившего от страха в штаны, нашла отражение и в русских карикатурах на Наполеона, широко распространявшихся в лубочных листах. Самый популярный карикатурист этой эпохи Иван Теребенев назвал свою картинку “Обратный путь, или действие русского слабительного порошка”. На ней Наполеон поправляет штаны, в которые он сильно наложил русской контрибуции. Казак подстегивает его нагайкой, а крестьянин напяливает на него треугольную шляпу, и оба приговаривают: казак – “ступай, неси скорее по старой дороге домой, и скажи своим, что насилу мог донести собранную с Русских контрибуцию”, крестьянин – “а чего в штанах не унесешь, так ин в шляпу покладешь”.

Эту, карикатуру, к сожалению не продемонстрирую, зато продемонстрирую другую на ту же тему:

Карикатура Теребнева на тему войны 1812 года
Карикатура Теребнева на тему войны 1812 года

Как можно заметить, на песню существует огромное количество пародий и реинкарнаций. Песня о Мальбруке упоминается и в «Мёртвых душах» Гоголя, когда Ноздрёв развлекает гостей шарманкой, «не без приятности играющей „Мальбрук в поход поехал“». В очерке Дмитрия Григоровича “Петербургские шарманщики” (1843) упоминаются “ученые собаки, прыгающие на задних лапах под музыку знаменитой поездки Мальбрука в поход…”

Более того, песня еще и перешла в фольклорный театр – сатирическую драму, основанную на одной из святочных игр – «покойницкой игры», которая так и называлась: «Маврух».

Маврух в поход уехал.
Мир отон-тон-тон, Миротень.
Маврух в походе умер.
Миротон-тон-тон, Миротень.
Оттуда едет в черном платье пан.
Миротон-тон-тон, Миротень.
— Пан ты, пан, любезный,
Какую весть везешь?

- Сударыня, заплачешь,

Услыша весть мою:

Маврух в походе умер,
Он умер из земли.

Четыре офицера покойника несут
И поют, поют, поют:
Вечная ему память!…

В пронзительной сцене из романа Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказаниe”, когда несчастная Катерина Ивановна отправляет детей петь на улицу, она говорит o высоком, по ее мнению, стилe Мальбрука: “это совершенно детская песенка и употребляется во всех аристократических домах, когда убаюкивают детей”.

Пародию на песню о Мальбруке сочинял А. С. Пушкин с группой приятелей в 1821 (Н. О. Лернер, Пушкинологические этюды, «Звенья», сб. V, М— Л. 1935, с. 50—58).

В советское время после XVIII съезд ВКП (б), проходившем в 1939 году, — были выпущены открытки с карикатурами высмеивающие “японскую военщину”. На одной известной открытке был изображен марширующий толстый японский солдат. В верхней части открытки он шел при параде “В походе на СССР Мальбрук не ведает испуга”, а в нижней части бежал голый теряя одежду и оружие “Поход окончен. В нем пример для всякого Мальбрука!”…

Мальбрук: советская карикатура на японскую военщину
Мальбрук: советская карикатура на японскую военщину

Мелодия песня тоже востребованна: она встречается у Бетховена и Чайковского, упоминается в пьесах и книгах (Гоголь, Достоевский). Более того, ее слышно даже в сериале «Симпсоны».

Узнаете ли вы эту мелодию вот в этих популярных песнях?

For He's A Jolly Good Fellow из одного очень известного фильма :)

А есть еще и детская песенка «The Bear Went Over the Mountain»:

Собственно и это далеко не все, чего стоит только шведская пантомима Mellbom или пение этой песенки Распутиным в "The Golden House of Samarkand". Но ищущий да обрящет:)

Вот еще один вариант напоследок, в современном исполнении в России:

А если просто вбить название в поиск, мы увидим, что песенка популярна во Франции до сих пор, например, в детских передачах...

Источники: 1,2,3 ну и поиск с youtube :)



Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>