Всадники на русских иконах. Часть 2

В продолжение темы “Всадников на русских иконах” публикуем вторую часть рассказа от юзера oleggg888:

С13 в. на греческих, сербских и болгарских иконах и миниатюрах можно увидеть новшество в изображении всадников. Стал преобладать новый типа седла – с полукруглой вертикальной задней лукой. Этот тип седла иногда путают с рыцарским ясельным седлом. Но это отдельно существующие типы сёдел. Седло с такими луками в 13-14 вв. можно встретить и на некоторых западных изображениях, а на миниатюрах венгерской хроники 14 в. показано и ясельное, и это седо, и седло с отлогой лукой.
Также появились мундштучные удила. Иногда рисуют шпоры.


Святые Сергий и Вакх. Монастырь св. Екатерины, Синай. 1270-80-е гг.


Георгий Диасорти и Фёдор Стратилат.  Монастырь св. Екатерины, Синай. 1260-е гг.


Святой Георгий. Византия, 13 в.


Кипр 13-14 вв.


Дмитрий Солунский. Стеатитовая византийская икона. Конец 13 – начало 14 вв. Музеи Московского Кремля.


Фреска 14 в., Сербия.


14 в., о. Эгина.


Крит. 15 в.


Кипр. Конец 15 в.


Фёдор Стратилат. Македония. Первая половина 16 в.

В 15-16 в. мы видим уже ясельные выступы на сёдлах, часто есть шпоры. Правда нарисованы эти иконы часто на территории католических государств.

Крит.1450-е. Коллекция маркиза Кампаны


Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия.


Афины. 16в.


Дмитрий Солунский. Корфу. 16 в.


Коронная Русь. начало 16 в.

Я пока даже не заметил икон того времени с другими сёдлами. Стали они господствовать и в книжной миниатюре 14 в. Там луки обычно невысокими нарисованы.


Александрия из Трабзона. 14 в. Хранится в Венеции.


Болгарский Томичев Псалтырь. Около 1360 г.


Болгарская Хроника Манассии. 14 в.

Иногда видим там их соседство с другими седлами – небольшой отлогой лукой.

Сербский Псалтырь. 14 в.


Евангелие болгарского царя. 1356 г.

Если мундштуки и не “переселились” на русские иконы, то сёдла с прямыми луками появились. Их изображение пытаются использовать в качестве доказательств “рыцарского способа верхового боя”. Но нужно посмотреть, где они изображены.
Они впервые  появляются в Симоно-Хлудовской псалтыри конца 13 в. Изготовлена она была в Новгороде.

Затем это седло появляется в Житие Бориса и Глеба, составленном опять в Новгороде в конце 14 в.

На трёх новгородских иконах: первой половины, середины и второй половины 14 в.


Новгородская  икона 14 в. – Борис и Глеб, около 1377 г.

Это все 4 всаднических иконы новгородской иконописной школы 14 в.


Новгородский образок 14 в. Лук не видно. Т.е. изображение в старом стиле “седло-чепрак”

Седло с “высокой” задней лукой можно увидеть на образке новгородской школы 14 в. Но тут луки отлогие.

Потом новгородская школа представила “византийские” седла иконой “битва новгородцев с суздальцами” (об этом ниже).

Так же 1460-70-ми гг. или началом 16 в. датируется новгородская икона “святые Флор и Лавр”, созданная по примеру “Бориса и Глеба”.
3ч15.jpg

Была ещё одна новгородская икона Святого Георгия конца 16 в., которая явно является упрощённой перерисовкой иконы середины 14 в. В то время это уже архаизм.

Так же по примеру старой иконы на рубеже 16-17 вв. на р. Онега была написана икона “Флор и Лавр”.

За пределах Новгородской иконописной школы такое седло можно увидеть только на иконе середины 14 в. Борис и Глеб, московской школы.

К московской школе 14 в. относят и шиферную иконку (Георгий на одной стороне, Николай – не другой). Видна прямая задняя лука.


Св. Георгий. 1464г. Рельеф со Спасской (Фроловской) башни. По заключение О. В. Яхотина делали скульптуру итальянские резчики по камню.

Также подобное седло есть на иконе Святой Георгий из Устюженского музея (2-й пол. 16 в.). На фоне других икон, как и новгородская икона, такое изображения было архаизмом.

Белокаменный рельеф Успенского собора в Москве. Предположительно относят к 15 в. Изображение в целом нестандартное для Руси.

Т. о. наличие сёдла с прямой лукой отображает балкано-греческую иконографику. На Руси в конце 13 – 14 вв. всадников с такими сёдлами рисовали прежде всего в Новгороде, единично – в Москве. Были ли такие сёдла в реальном ходу можно только предполагать, но даже в иконописи они уже на рубеже 14-15 вв. вытесняются другими седлами.

Есть ещё изображения конных святых 14 в.


Святой Георгий. 14 в. Ростовская школа.
Седло опять показано в “плоском виде”.


Борис и Глеб. Рязань или Муром. 14 в.
Седла не прорезаны.

Т. о. у конных святых и конных воинов на миниатюрах на Руси в 11-14 вв. для изображения седёл использовались византийские образцы. На рубеже 14-15 вв. появляются изображения седел, которые не могли быть перерисованы. Об этой в скором продолжении…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>