Всадники на русских иконах. Часть 4

В продолжение темы “Всадников на русских иконах” публикуем четвертую часть рассказа от юзера oleggg888:

В Новгороде как покровители лошадей почитались Флор и Лавр. Иконах этих святых можно  увидеть осёдланных коней без всадников.

Новгородская икона широко датируется 15 в. Видим сёдла с завитыми концами лук. Такие же сёдла преобладают на иконе “битва новгородцев с суздальцами”. Здесь их конструкцию  можно детально рассмотреть.


Новгородская икона датируется концом 15 в.


Новгородская икона конца 15 или начала 16 в.


Новгородская икона начала 16 в.


Икона из Обонежья. “Чудо о Флоре и Лавре. Святители Власий и Спиридон”. Первая половина 16 в.


Икона “Флоре и Лавре”. Из Ростовского музея. Первая половина 16 в.


Флор и Лавр. Московская школа. 16 в.


О Флоре и Лавре. Архангельский музей. Северная иконопись. Второя половина 16 в.

Преображение. Чудо о Флоре и Лавре. Северная иконопись. 17 в.


Чудо о Флоре и Лавре. Смоленский музей. 17 в.


Чудо о Флоре и Лавре. Тихвинская школа. Вторая половина 17 в.


Флор и Лавр. Написана в Нерехте во второй половине 17 в.

Северные иконы “Святой Георгий”. Вторая половина 17 в. видим повторение седловки на более ранних иконах:




Интересны иконы 17 в., на которых отразилась новая школа.


Дмитрий Солунский. Конец 17 в. Карелия.
Сабля в ножнах при копьё – необычных элемент в русской иконописной композиции.


Дмитрий Солунский и Георгий. Написана царским иконописцем Никитой Павловцем около 1670 г. Хорошо прорисовано оформление тебенек и чепрака. Виден мунштук.

Так же мунштуки, хорошо прорисованное оформление одежды и конского убора видны на иконах Борис и Глеб.


Москва. Последняя четверть 17 в.


Ярославль. Последняя четверть 17 в.



Ярославский Музей. Конец 17 или начало 18 в.


Владимиро-Суздальский музей. Последняя четверть 17 – начало 18 вв.


Написаны в Холмогорах в 1700 г.

К этим произведениям нужно добавить парсуны, показывающие на коне Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Написана около 1685 г.

В описях имущества высшей знати второй половины 17 в. видим много мунштуков (ранее на Руси не употреблявшихся) и практически невидим шпор. Поэтому неудивительно появление на иконах первых.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>